Директор ЦНИИПСК имени Мельникова, кандидат технических наук, доцент, лауреат премии правительства России в области науки и техники Николай Иванович Пресняков.
— Ваш институт в течение многих лет неоднократно обследовал Шуховскую башню. Что вы можете сказать о ее состоянии — раньше и сейчас?
— По свидетельству специалистов института, еще в 1991 году конструкции башни были в удовлетворительном состоянии. Тогда были обнаружены всего 28 узлов со щелевой коррозией в стыках элементов с распором около трех миллиметров. Однако уже более 25 лет прошло с тех пор, как башню перестали красить, в результате чего она начала ржаветь. В 2011 году при посещении башни щелевая коррозия была отмечена нами уже в большинстве из многих тысяч узлов, а толщина слоя пластовой ржавчины в исследованных стыках возросла более чем в три раза. Главная опасность — щелевая коррозия в клепаных стыках элементов, которая может привести к отрыву головки заклепок, с помощью которых выполнены все соединения элементов башни. Имеются также коррозионные повреждения некоторых элементов, в основном в горизонтальных фермах жесткости, соединяющих 25-метровые секции башни между собой. Сегодня уже существует опасность падения отдельных небольших частей конструкций (в основном головок заклепок), которую можно ограничить на период реконструкции башни установкой консольных сеток.
— Насколько Шуховская башня устойчива, учитывая ее аварийное состояние? Может ли она рухнуть в одночасье?
— Башня устойчива и обладает большой жесткостью. Рухнуть в одночасье башня не может, так как каждая 25-метровая секция состоит из 48 пересекающихся стержней, кроме двух верхних, состоящих из 24 пересекающихся стержней. Однако при дальнейшем отсутствии технического обслуживания металлических конструкций будет происходить выпадение целых фрагментов башни.
— Что вы думаете по поводу идеи демонтажа башни: насколько это оправданно и сколько будет стоить?
— Стоимость демонтажа и последующего монтажа башни в другом месте обойдется в сумму не менее полумиллиарда рублей. Но проблема здесь даже не в стоимости работ: демонтаж и консервация элементов башни приведут к их полной утрате. В этом случае восстановление невозможно и бессмысленно, если учесть, что строилась башня в 1919–1922 годах, при полной разрухе в стране, из металла, который удавалось достать, из кусков с множеством стыков в элементах. Проблема Шуховской башни заключается не в технических подробностях, качестве металла или коррозии. Речь идет об архитектуре Москвы, о наследии русской инженерной школы, об истории Москвы и страны.
— Можно ли ее реконструировать без демонтажа?
— Реконструкция существующей башни возможна только без демонтажа. Делать это следует без спешки. Постепенно, по частям, вскрывая последовательно один узел за другим, очищая от продуктов коррозии пескоструйным или другим подобным способом. Защитив и загерметизировав стыки, следует установить болты, имитирующие заклепки, так как в данном случае заклепки эффективно работать не будут. Только после полного восстановления узла можно переходить к другому узлу. Такой неспешный ход работ позволит существенно снизить расходы на проект и восстановит долговечность и качество башни, существенно продлит ее жизненный цикл.
Утраченные во время войны чертежи проекта Шухова были восстановлены в нашем институте в 1947 году с полными обмерами всех узлов и геометрических параметров. На базе этих чертежей можно дополнить нижние ярусы Шуховской башни стилобатом, обзорной площадкой, пассажирским лифтом, не нарушая ее конструкций.
— Башню можно будет использовать по ее первоначальному назначению — для передачи телерадиосигнала?
— Сегодня размещение на башне мощных радио- и телеантенн не разрешают экологи. Башню можно использовать как уникальный туристический объект, но для этого нужно обеспечить доступ к ней. Сейчас она находится на закрытой территории. Если говорить обо всей площадке в целом, то это идеальное место для создания музея техники связи.
— Шуховская башня была установлена в 20-е годы прошлого века — без подъемных кранов и спецтехники. Каким образом ее монтировали?
— Шухов возводил башню, используя преимущества метода телескопического монтажа, который заключается в следующем: каждая из шести секций башни, высотой примерно 25 метров, полностью собирается внизу в вертикальном положении. Затем «ноги» каждой собранной секции стягиваются временной обстройкой, что несколько уменьшает наибольший поперечный габарит секции. Секция при помощи канатов, закрепленных на уже смонтированной части башни, выдвигается вверх. После того как секция оказывается над верхним кольцом ранее смонтированной части башни, стягивающая обстройка удаляется, и освобожденные от стяжек концы «ног» возвращаются в свое нормальное положение, а затем соединяются на заклепках с конструкциями верхнего кольца жесткости смонтированной нижней части башни. Это гениальное инженерное решение Владимира Шухова позволило в нищей, разрушенной стране возвести башню такой высоты фактически при отсутствии всякой техники и в условиях дефицита квалифицированного персонала.